Керамическая плитка в стиле ручной работы: примитивная экзотика или высшее достижение искусства

История керамической плитки уже насчитывает несколько тысяч лет. Её первые образцы украшали центральные городские постройки: храмы, дворцы, дома знати. Технологии производства керамики держались в секрете, потому не известны. Но одно можно сказать определенно: керамическая плитка изготавливалась вручную, что придавало помещению, которое ей оформляли, неповторимый стиль и индивидуальность. До сегодняшнего дня сохранилось немало подлинных шедевров мастеров плиточного искусства эпохи Древности, Средневековья и Нового времени. Некоторые из них довольно часто вдохновляют современных дизайнеров на создание эксклюзивных коллекций керамических покрытий.

В лучших традициях делфтского производства

Итальянская, испанская, голландская, русская майолика – материал, который многим не по карману. Технология его производства сложна и требует особого мастерства, отчего стоимость такой керамики получается достаточно высокой. Однако сегодня производители плитки научились умело копировать внешний облик изразцов, давая возможность большинству желающих украсить свой дом «произведениями искусства из глазурованной цветной глины». Достойным примером может служить коллекция с характерным названием Majolika от турецкой марки Tubadzin. Элементы серии стилизованы под уникальную продукцию голландских мастеров – делфтские изразцы, производство которых берет своё начало в XVII веке. Работая над созданием Majolika, дизайнеры фабрики учли всё. Здесь и свойственная нидерландской майолике квадратная форма, и слегка рельефная лицевая поверхность, и самое главное – типичная цветовая гамма – синяя роспись на белом фоне. Производитель даже сумел передать признаки ручной работы, о чем свидетельствуют следы кисти на рисунке. Сеточка мелких трещинок (кракелюр) на плитке подчеркивает солидный возраст изделия и его «подлинность».


В примитивно-экзотическом образе

Совсем по-иному раскрывается характер керамики, произведенной вручную, в коллекции Zanzibar (фабрика Bayker, Италия). Уже из названия становится понятным, что дизайн связан с африканской тематикой. Прототипом модулей серии стала примитивное керамическое покрытие, которое будто сохранило на своей поверхности «отпечатки» рук мастера с Черного континента. Естественные, теплые оттенки глины, неровные края плитки, незамысловатый рисунок на декорах – всё подчеркивает грубоватость, технологическую упрощенность и самобытность производственного процесса.

Несмотря на кажущуюся примитивность, керамическая плитка из коллекции Zanzibar (впрочем, как и из других серий, стилизованных под продукцию ручной работы), обладает огромной художественной ценностью и достоинствами. Она словно несет в себе частичку души создателя и дарит неповторимость интерьеру.